Кизилташский монастырь

Святыни Судака

Уютную долину у подножия горного хребта Кизил-Таш (красный камень), по дороге из Судака в Щебетовку, первые монахи облюбовали еще во времена иконоборчества.

кизилташ - ТутКрым

По преданию, в средние века здесь располагалась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского. Точной даты основания монастыря установить не удается, однако в путевых заметках П.Кеппена, датируемых 1837 годом, рассказывается о пещере «глубиной 17 шагов, которая привлекает богомольцев». На алтаре путешественник видел «обломок беломраморной плиты величиной вершков пять, на коем иссечен лик какого-то святого».

Сказывали, что в 1825 году татарский пастух из с. Отузы (ныне Щебетовка) пас стадо неподалеку от скалы. Зайдя в пещеру, где он часто укрывался от непогоды, пастух с удивлением обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери. Взяв образ, татарин по дороге домой встретил на отузской дороге едущего из Судака в Феодосию грека-купца по фамилии Пластара, и, рассказав о случившемся, отдал ему свою находку.

Пластара, прибыв в Феодосию, передал икону протоирею Иосифу. Впоследствии эта икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса, ее украсили серебряной позолоченной ризой. Нынешнее местонахождение этой святыни неизвестно.

Весть об этом разнеслась среди православных, и сюда устремились паломники. А вскоре монахи Андроник и Пантелеймон построили крохотную глинобитную церквушку и два жилых помещения для себя. В 1856 году, после посещения Кизилташской обители архиепископом Иннокентием, здесь начал создаваться монастырь. Из Свято-Георгиевского монастыря сюда перебрались 11 монахов, настоятелем стал иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря игумен Арсений.

По-настоящему расцвела эта отдаленная обитель, когда в ней поселился иеромонах Парфений. Он обладал талантом инженера, был прекрасным организатором и умным, деятельным человеком. По его проектам в монастыре построили церковь, гостиницы для паломников, хозяйственные постройки.

Игумена Парфения называли «кизилташским Петром Великим в рясе», ему доверяли наблюдать за ведением дел в окрестных имениях, с ним советовались, его мнением дорожили. Человек принципиальный и честный, он бесстрашно разоблачал злоупотребления и подлог местных управляющих имениями, что и стоило Парфению жизни.

Печальная участь постигла игумена отца Парфения. В 1866 году он был убит в лесу таракташскими татарами и сожжен. На том месте был воздвигнут памятник из белого мрамора, увенчанный деревянным крестом с надписью: «Игумен Парфений, убит 22 августа 1866 года».

В 2000 году архиерейский собор Русской Православной церкви причислил игумена Парфения к лику святых. День его памяти 17 сентября.

Принявший обитель игумен Николай оказался достойным преемником; его стараниями монастырь разросся и окреп. Здесь появились новая церковь и кельи для послушников, каменный дом для настоятеля, трапезная, мастерская, искусственный пруд для выращивания карпов. Путь в монастырь паломникам указывали большие кресты, установленные на вершинах окрестных гор.

кизилташ
«Ангел-хранитель»

На территории Кизилташского монастыря было два целебных родника, они привлекали богомольцев и страждущих. В древней пещере пробивался освященный иконой источник святого Стефана Сурожского, а вокруг другого, серного источника святого Николая Чудотворца, постепенно накопились лечебные грязи, исцелявшие многие недуги.

В 1906 году Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника. Любили эти живописные места художники И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский. Бывал тут князь Л.С.Голицын.

Советская власть монастырь закрыла, но до 1923 года монахи служили в церквях, продолжали работать в садах, на полях и виноградниках. Затем в кельях разместили сначала детскую трудовую колонию, потом сельскохозяйственную артель, а церковь переделали в клуб.

После великой Отечественной войны в урочище Кизилташ разместили арсенал ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. Некогда гостеприимную и целебную долину прочно закрыли и надолго засекретили. В 1991 году ядерные боеприпасы с территории монастыря вывезли, но осталась воинская часть, теперь украинская.

Постепенно земли монастыря возвращаются православной церкви. Под возрождение монастыря местной властью выделено 8,5 гектара земли. Ранее монастырь располагался на семи террасах, разбитых на склоне горы. В настоящее время первые две террасы уже переданы монастырю, возведена небольшая церковь во имя Киево-Печерских святых угодников. На вершинах, окружающих Кизилташ, поставлены два креста.

Говорят, когда настоятель Судакской церкви святой Богородицы договорился с военными и установил на складе над монастырем большой железный крест, в тот же день над металлом возникло свечение. Может быть, крест притягивал, как громоотвод, атмосферное электричество? Это явление воспринималось как «перст Божий» и было названо в просторечии «северным сиянием».

∗ Местность эта очень мало изучена археологами, но остатки керамической посуды VIII-XI веков, бронзовые предметы X-XIV веков находят в этом урочище и простые туристы. По древней дороге, проложенной из долины вглубь полуострова, сегодня не проедешь, но нетрудно отыскать ее глубокие колеи, пробитые колесами в скалах.

Крым православный Источник:   Tutkrim.ru