Старый Крым (Солхат, Крым)

Старый Крым
Города КрымаАпрель 23, 2014

По свидетельству историков, город Старый Крым был основан еще в IV веке до н.э. греками и назывался Карнеополис.

В 1898 году в городе была найдена мраморная плита с греческой надписью и датой — 519 год Боспорской эпохи (по нашему летоисчислению 222 год). Эта плита была поставлена в честь боспорского царя Тиберия Юлия Рескопурида. Ученые полагают, что в IV веке нашей эры поселение входило в состав Боспорского царства.

В конце IV века Боспорское царство пал под ударами гуннов; было разрушено и старокрымское городище. Прошло немало времени, прежде чем начали возрождаться старые поселения. Известно, что уже в VIII–IX веках здесь, у горы Агармыш, существовало поселение салтово-мяцкой культуры, как ее называют археологи по найденным предметам быта, керамики с линейно-волновым орнаментом и другим признакам.

Впервые старокрымское поселение упоминается средневековыми географами и путешественниками в торговых и юридических документах в XIII веке. И ему уже дано имя Солхат и Крым.

Солхат упоминается в уставе Кафы в 1316 году, в генуэзских нотариальных актах, в дипломатических документах и деловой переписке. Переводится слово «солхат» как «левая» или «восточная» сторона. Топоним «Крым» — татарский («кирим» — ров). Возможно, его название произошло от Перекопского рва.

Город Крым был административным и торговым центром золотоордынских наместников, генуэзцы величали его «Господином Солхата». Существует мнение ученых, что Крым дал впоследствии название всему полуострову.

В городе заканчивался караванный путь из Хорезма. Отсюда товары с Востока поступали на рынки всего побережья Черного и Средиземного морей. Занимая выгодное географическое положение, он самой Историей-Судьбой был поставлен между двумя такими могущественными торговыми портами, как Каффа и Солдайя, имея от этого большую выгоду в торговле и военной политике.

Город Солхат-Крым был очень богатым еще и из-за работорговли, которая приносила его владениям солидные доходы на рынках Каффы, Стамбула.

Важное политическое и экономическое значение Солхата-Крыма сделало его удобным для распространения ислама среди язычников в Золотой Орде.

Первая мечеть в в Старом Крыму была возведена еще в 1263 году, а следующую мечеть построил в 1287 году египетский султан Эль-Мелик ан Насир Бейбарс. Мечеть Бейбарса была богато украшена порфиром и мрамором, поражали путешественников и ее внушительные размеры (20х15 метров), великолепные портал и минарет. Развалины мечети сохранились.

К сожалению, не сохранились легендарные мечети Курджум-Джами и Мюск-Джами. При строительстве «свинцовой» мечети (Курджум-Джами) мастера для прочности и долговечности заливали свинцом зазоры между камнями. А при постройке Мюск-Джами в строительный раствор добавляли драгоценное благовоние — мускус.

А вот мечеть, построенная ханом Узбеком, сохранилась, и является одной из достопримечательностей в Старом Крыму.

Тем временем, расцвет Солхата-Крыма продлился до конца XIV века. Затем наступила полоса экономического упадка. В первой половине XV века с образованием Крымского ханства, столицей которого стал Кырк-Иер (Чуфут-Кале), Крым перестает быть и политическим центром. Город получает новое название Эски-Крым (Старый Крым), запустевает и уходит на второй план.

Необходимо отметить и остатки других историко-археологических памятников средневековья в Старом Крыму. Это руины караван-сарая, монетного двора. Историкам известна первая монета, чеканенная в Солхате в 1266-1267 годах при хане Менгу-Тимуре.

Исследуя караван-сарай, археологи нашли древний водопровод из гончарных труб, а также целую сеть подземных каналов — кяризов, которые были перекрыты плоскими каменными плитами. Кяризы играли важную роль в снабжении города водой, так как собирали дождевые и паводковые воды из водоносных грунтовых слоев, а также конденсировали атмосферную влагу.

В городе мирно соседствовали греки, армяне, татары, болгары, русские. Начиная с XIV века в Старом Крыму и его окрестностях строятся христианские храмы и монастыри.

Уцелела средневековая однонефная греческая церковь с полукруглой апсидой. От перекрытия церкви уцелело основание коробкового свода — соединение широких арок из тесаного камня. У подножия горы Агармыш стояла каменная греческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. По свидетельству архиепископа Гавриила, на вершине горы находилась еще одна греческая церковь во имя св. Георгия.

К этой церкви ежегодно 23 апреля собирались для молитвы христиане со всей округи, совершали молебен с водоосвящением великомученику Георгию. По преданию, недалеко от церкви возник источник. Когда св. Георгий проезжал на коне, его конь споткнулся, пробил копытом землю в горе, и на том месте из ямки потекла целебная вода. В 1879 году у источника была построена часовня св. Георгия, а в городе — часовни св. Троицы, св. Анны, св. Пантелеймона.

В 1866 году церковь Успения Пресвятой Богородицы была реставрирована, а в 1881 году к ней пристроена каменная колокольня.

В 1787 году во время путешествия Екатерины II по Крыму в городе Старый Крым, названном в то время на греческий лад Левкополем (Белый город), для императрицы был построен небольшой дворец, который впоследствии был обращен в монастырь Успения Пресвятой Богородицы с небольшим храмом. Действовал этот храм до 1852 года. До наших дней это здание не сохранилось.

Действующие христианские православные церкви в настоящее время в Старом Крыму — во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя св. Пантелеймона.

Рубрика:  Города Крыма Tutkrim.ru:  Апрель 23, 2014

Поделиться в социальных сетях ссылкой с друзьями

Литература