Киммерийцы

Народы КрымаАпрель 07, 2011

Киммерийцы были самым древним населением Крыма, о котором упоминают письменные источники.

Так например, Гомер в своем произведении «Одиссея» впервые упоминает о киммерийцах и об их городе, повествуя о долгом путешествии Одиссея. В глазах Одиссея и его спутников родина киммерийцев выглядела мрачно и уныло, покрытая густым туманом и плотным слоем облаков, что даже лучи солнца не пробивались через них.

Геродот, древнегреческий историк, повествуя одну из легенд, в которой говорится о происхождении скифов, упоминает о киммерийцах. В древние времена киммерийцы заселили северный берег Черного моря, который назывался Киммерией, а Керченский пролив имел название Боспор Киммерийский. Такие географические названия, как город Киммерик и Киммерийские стены, Киммерийские переправы и гора Киммерий также сохранились с тех пор.

Однажды на киммерийские земли совершили набег скифы, воинственные кочевники. Киммерийцы собрали совет и стали думать: принять ли им в сражение со скифами или же покориться и покинуть территорию. Но они не сумели договориться и разделившись на две части, вступили в битву между собой. В этой битве полегло много народу, а те кто выжил, покинули родину, похоронив своих соплеменников, ушли в Переднюю Азию.

киммерийцы - ТутКрым
Киммерийцы на этрусском кувшине

С этого момента начался другой период в истории киммерийцев, который носит название переднеазиатский. Об этом периоде довольно подробно описывается в древневосточных источниках. Это достаточно многочисленные ассирийские, а также вавилонские письменные источники. Они сообщают о вооруженных действиях, которые вели киммерийцы с Ассирией и Лидией, Мидией и Урарту. Жители этих стран называли киммерийцев «гамирра» и считали их пришедшим с севера диким кочевым племенем, живущим грабежом и войной.

Около 600 г. до нашей эры наступил конец владычеству киммерийцев в Передней Азии. Произошло это не сразу. Начало краху положили, вторгшиеся в их владения, недавние враги скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцам пришлось отступить на юг черноморского побережья в район города Синопа, а окончательно их разгромил царь Алиатт из Лидии. Так киммерийцы покинули историческую арену и до сих пор считаются одним из самых загадочных народов.

И этому существует несколько причин. Так, например, ученые пришли к крайне противоречивым выводам, при попытке уточнить территорию их обитания. Если опираться на данные античной письменной традиции, то можно сделать вывод, что киммерийцы жили в северопричерноморских степях. Однако большинство современных историков, как и Геродот, предполагают, что киммерийцы были обширно расселены от Дона до Дуная. Другие же сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Керченского и Таманского полуостровов, или же только до одного Керченского полуострова, так как с ним связаны все уже известные топонимы, которые имеют отношение к киммерийцам.

С другой стороны, имеется гипотеза, по которой киммерийцы никогда не проживали в Северном Причерноморье, а ареалом их обитания являются земли современного Ирана. Именно отсюда они совершали свои военные походы в Малую Азию, Северное причерноморье и Закавказье. Некоторые исследователи полагают, что киммерийцев как народа не существовало, и в свою очередь киммрерийцы – это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, например, скифов.

Тяжело решить до конца вопрос о том к какой языковой группе относятся киммерийцы. Это связано с тем, что до нас дошло всего три их слова. Эти слова — имена киммерийских царей Тугдамме (Лигдамис), Теушпа и Сандакшатру. Ранее полагали их германскими, фракийскими, славянскими, кельтскими и кавказскими, но теперь языковеды определяют эти имена из иранских корней.

И поныне существует проблема выявления археологической культуры, принадлежащей киммерийцам, так как нет ни одного памятника, оставленного ими. После долгих археологических исследований, принято считать подкурганные захоронения конца Ⅸ – первой половины Ⅶ веков до нашей эры, киммерийскими. Таких захоронений около 200. Они открыты на большом пространстве от Волги и, практически, до Дуная.

Эти захоронения совершались в основном в прямоугольных иногда в овальных ямах, стены которой зачастую обшивали деревом и делали деревянное перекрытие. В таких погребениях обнаружены останки воинов с оружием и частями конской сбруи, а также посуда с заупокойной пищей, каменный оселок и прочее. Иногда вместе с воином хоронили и его коня. Также обнаружены захоронения, над могилой которых были установлены каменные стеллы, которые имели вид человеческой фигуры. В Крыму, в его степной части были открыты захоронения такого типа.

Каков же был хозяйственный уклад и быт этого народа? Это можно реконструировать по археологическим материалам из киммерийских погребений. Кочевое скотоводство — вот основа хозяйства киммерийских племен, причем в основном они занимались разведением лошадей так как большую роль в их кочевой жизни играли войны. Войны открывали широкие возможности киммерийцам в получении продуктов питания и ремесла. Походы они совершали как в Переднюю Азию, так и в северные лесостепи.

киммерийцы - ТутКрым
Киммерийский лучник
на греческой вазе

А что можно сказать об их внешнем виде? До нас дошло всего два изображения этих воинов. На греческой вазе Ⅵ века до н.э. — киммерийский лучник, а на этрусском кувшине того же периода — всадник. Головы киммерийцев покрыты шапками-башлыками, высокими и островерхими головными уборами. Одеты они в узкие штаны, удобные для верховой езды, а на теле приталенные рубахи полы которой расширяются книзу, на ногах сапожки с короткими голенищами. Особое место в киммерийских могилах занимает конская сбруя — это бронзовые удила и псалии, а также ременные уздечки, которые украшались бронзовыми или костяными накладками.
К предметам вооружения киммерийцев относятся дальнобойный лук со стрелами, применяемый в наступательном бою, а длинные железные мечи и короткие кинжалы для ближнего боя.

В киммерийском обществе наблюдалось имущественное и социальное расслоение. Это подтверждается в обнаруженных захоронениях военной аристократии. Например, крымское погребение, впущенное в курган у села Целинное Джанкойского района, отличается от основной части рядовых погребений. Погребенный здесь воин лежал на боку в скорченном положении к востоку головой. За его головой находился лощеный грушевидный сосуд, наполненный остатками заупокойной пищи. Найдены две спиральные височные подвески из бронзы, обложенные золотой фольгой. К поясу был подвешен обломок железного кинжала, а в руку вложен сланцевый оселок (точильный камень).

В свое время над погребением была установлена, обнаруженная при раскопках, каменная стела. Она имеет вид, закругленного сверху и слегка расширенного книзу, столба, схематически изображая воина. На ней рельефом показан портупейный пояс и прикрепленные к нему предметы: слева — футляр для лука и колчана — горит, в котором помещен и кинжал, сзади — оселок.

Рубрика:  Народы Крыма Tutkrim.ru:  Апрель 07, 2011