Атей. Скифия при царе Атее

История КрымаФевраль 12, 2014

Из свидетельств древних авторов известно, что в первой половине IV века до н.э. Скифией правил могущественный Атей, современник Филиппа Македонского. По понятиям греков, он был царем, но до сих пор неясно, каков был действительный характер его власти.

Тут Крым - царь Атей

При Атее скифское общество сделало еще один шаг вперед — от временных военных объединений племен к постоянному многоплеменному союзу, в котором уже можно уловить некоторые черты складывающегося государства. Процесс его дальнейшего формирования был длительным и постепенным: по-видимому, при Атее он только начинался.

Из-за малочисленности и фрагментарности сведений об общественно-политическом строе скифов существуют разные точки зрения на этот вопрос. Некоторые ученые считают, что у скифов уже в VI веке до н.э. сложилось государство; другие доказывают, что в период правления Атея государства еще не было.

Трудно точно определить границы владений этого царя. По сообщению Страбона, они тянулись от Днепра до Азовского моря, видимо, включая и часть Крыма. Постепенно скифы распространили свою власть и на территорию к югу от Дуная.

Письменные и археологические данные (находки злаков и орудий труда) говорят о том, что основным занятием скифского населения этого времени было плужное земледелие и кочевое скотоводство. Продолжалось также развитие ремесла и образование таких крупных ремесленных центров (уже городского типа), как исследованное Б.Н. Граковым Каменское городище на Днепре.

Возможно, это был первый центр формирующегося скифского государства. «Город литейщиков и кузнецов», как называл его Граков, вел оживленную торговлю, о чем можно судить по найденным многочисленным греческим амфорам с клеймами Гераклеи, Синопы, Херсонеса и других городов.

К IV веку до н.э. относятся также наиболее богатые, так называемые «царские» курганы, в которых хоронили представителей скифской знати. В них находят много драгоценных золотых вещей, захоронения коней и специально умерщвленных слуг и рабов.

В эту эпоху наблюдаются существенные изменения в военном деле скифов. Всеобщее народное ополчение времени Геродота заменяется специально созданным войском (дружинами) во главе с военачальниками. Это существенная примета нового общества, отличного от строя военной демократии, когда каждый скиф был конным стрелком.

Теперь вся власть сосредоточивается в руках одного лица — военного вождя и правителя Атея. Ее упрочению, несомненно, способствовали военные успехи и умелая политика по отношению к соседним греческим городам.

Атей поддерживал хорошие отношения с городом Западного Причерноморья Аполлонией, через посредничество которой он вел дипломатические переговоры с Филиппом Македонским. На некоторое время Атею, видимо, удалось заключить договор с Филиппом, и он получил от него военную помощь для борьбы с дунайскими племенами. Однако Филипп вероломно нарушил договор, и сильное македонское войско вторглось на территорию Скифии.

По свидетельству римских писателей Юстина и Оросия, скифы и доблестью, и числом превосходили македонян, но Филипп победил их хитростью. В битве на Истре в 339 году погиб отважно сражавшийся во главе своего войска девяностолетний Атей. Греки захватили много женщин и детей и угнали стада скота.

Но сопротивление скифов и других соседних племен было так велико, что Филипп спешно покинул страну. Он был ранен в пути, а его войско с трудом пробилось назад в Македонию. Однако главная цель похода Филаппа была достигнута: он предотвратил продвижение скифов на юг, укрепил свой тыл во Фракии перед решительной борьбой за господство в Греции.

После гибели Атея Скифское царство распалось.

Рубрика:  История Крыма Tutkrim.ru:  Апрель 12, 2014