Сказание о Скифах

Народы КрымаАпрель 11, 2011

Скифов еще называют потомками Геракла. В легенде древнегреческого историка Геродота рассказывается:

скифы - ТутКрым

«Гоня стада Гериона, Геракл прибыл в страну, которая тогда еще не была заселена. Застигнутый вьюгой и морозом, он закутался в львиную шкуру и заснул, а тем временем его лошади куда-то исчезли. В поисках стада Геракл попал в так называемую Гилею, где в пещере встретил странное существо: полудеву, полузмею. На вопрос Геракла о лошадях, существо ответило, что кобылицы у нее, но отдаст их ему лишь в том случае, если он вступит с ней в любовную связь.

От этого брака родились три сына. Уходя, Геракл оставил змееногой богине лук и пояс, сказав: «когда ты увидишь сыновей возмужавшими, посмотри, который из них натянет этот лук так, как я, и опояшется этим поясом по-моему, тому и предоставь для жительства эту землю, а того, кто не в состоянии будет выполнить это, вышли из страны».

Когда сыновья выросли, старший Агафирис и средний Гелон не сумели выполнить завет Геракла, поэтому были изгнаны, а младший Скиф — выполнил все и остался править страной. От него и произошли скифские цари, а весь народ назвали скифами».

скифы - ТутКрым

Одежда скифов представляла из себя туго перетянутый поясом меховой кафтан, плотно облегающие ноги кожаные штаны или шерстяные шаровары, перевязанные у щиколоток полусапожки из мягкой кожи, называемые «скификами». На голове были хорошо защищавшие от ветра и мороза башлыки.
Богатые скифы украшали свою одежду вышивкой и золотом. Раскопки показывают, что у знатных женщин Скифии в обиходе был целый «несессер», в который входило около ста предметов: зеркал, колчанов, веретен, пилочек...

ИДАНФИРС

В 513 году до н. э. на Скифию с огромным войском пошел древнеперсидский царь Дарий Ⅰ Гистасп. В это время Скифией правил царь Иданфирс. Он бросил клич о помощи, однако, кроме савроматов, никто из соседних народов на призыв не откликнулся. Тогда Иданфирс решил применить давнишнюю отступательную тактику. Он отправил стада и обозы на восток вперед, а следом за ними идущие скифские воины, отступая, уничтожали на своем пути колодцы и пастбища, сжигали травы. Таким образом, войска царя Дария долго продержаться не могли. Истощив свои силы, Дарий Ⅰ послал скифскому царю предложение начать битву. В предложении были оскорбительные для скифов слова, и написано оно было в ультимативной форме. Дарий называл Иданфирса своим подвластным, а себя — его властелином.

Скифский царь ответил Дарию дерзким отказом. И вместо даров прислал Дарию символических животных: одну птицу, одну лягушку, одну мышь и пять стрел, что означало: «Если ты, перс, не улетишь в небеса, как птица, или не скроешься с глаз, подобно мыши, или не прыгнешь в воду, как лягушка, то не вернешься назад (т. е. домой), сраженный этими стрелами».

Пройдя до самого Дона, поколесив по выжженной степи в погоне за скифами, Дарий вынужден был бежать восвояси. Для этого он тайно приказал привязать ослов на месте своего лагеря возле костров, а сам с отборным войском поспешил к переправе на Истре (Дунае). Оставленные ослы всю ночь ревели громче обычного, давая понять, что Дарий на месте. С наступлением дня не только скифы, но и многочисленные войска персов с изумлением увидели пустое место там, где стоял шатер Дария. Персы поняли, что преданы и «простирали руки к скифам, прося пощады»...

Тем временем Дарий подошел к переправе, но не увидел моста: по приказу скифов он был разобран охранниками... С наступлением утра часть переправы была восстановлена и персы спешно бежали. «Так спаслись персы», заканчивает рассказ об этом древнегреческий историк Геродот. А к скифам пришла еще большая слава победителей. Расширялись их владения.

АТЕЙ И СКИЛУР

В Ⅳ веке до нашей эры во главе Скифии встал царь Атей, объединивший все скифские племена. В союзе с македонским царем Филиппом Ⅱ — отцом Александра Македонского — он нанес сокрушительное поражение царству Одрисов. Благодаря этому союзу оба царя расширили свои владения, и Скифия стала простираться даже за Истр (ныне Дунай). Однако, после победы над Истрией, Филипп Ⅱ вероломно нарушил союз и пошел войной на Атейское царство Скифии. Сопротивление скифов было так велико, что сам Филипп срочно покинул Скифию и в пути был ранен, а его войско еле унесло из Скифии ноги. Но в этой войне геройски погиб и девяностолетний Атей. Скифия пришла в упадок.

При Скилуре — этом выдающемся властелине — скифское государство достигло наивысшего расцвета. Всю свою жизнь он посвятил объединению скифских племен. Даже в преклонном возрасте Скилур продолжал бороться против греческих колонизаторов и других поработителей. В конце Ⅱ века до н. э. он нанес сокрушительное поражение управляемому греками Херсонесу.
Перед смертью Скилур созвал к себе всех сыновей и заставил каждого поломать связку дротиков. Когда тем это не удалось, Скилур дрожащими руками стал вытаскивать дротики по одному, приговаривая: «Если будете заодно, то вас не победят и сильные, а окажетесь в раздоре, то вас по одному победят и слабые...»

Его похоронили на высокой горе Неаполя Скифского (Симферополь). Могилу вырыли по старому скифскому обычаю — большим четырехугольником. Затем искусные лекари вскрыли тело усопшего, тщательно намазали воском, пересыпали семенами аниса и сельдерея, покадили ладаном и, заполнив ветками кипариса, зашили. Затем положили на воз и на шестерке отборных лошадей повезли по всей Скифии от одного селения к другому. Так объехали все племена. Затем опустили усопшего в могилу на дорогую подстилку, окружили воткнутыми в землю кольями и уложили поверх кольев доски, доски засыпали камышом. Рядом с телом царя поставили золотые чаши и положили только что удушенную наложницу... Чуть поодаль положили несколько удушенных слуг, повара, конюха, коней, вестника... Над могилой насыпали курган земли. Спустя год снова принесли в жертву «для охраны царя» пятьдесят самых преданных слуг, тела которых наполнили мякиной и посадили на колья, прикрепленные к подставкам в виде полуколес. Так получилось подобие всадников, окружающих усопшего царя. Затем был построен мавзолей...

Малая Скифия, располагавшаяся в Крыму и севернее полуострова, просуществовала до начала Ⅲ века нашей эры, а затем ее население «растворилось» в родственной по языку иранскосарматской среде.

Рубрика:  Народы Крыма Tutkrim.ru:  Апрель 11, 2011